Шумилко Наталья Васильевна,

краевед

Владимир Драгун - моряк-подводник из Тощицы

                   В морскую глубь на смертный бой с врагами

                   Идет подлодка, слушаясь рулей.

                   И нет нам тверже почвы под ногами,

                   Чем палубы подводных кораблей.

 

                                                        Стихи краснофлотца

                                          Тихона Красовского [1, с. 190]

 

      Белорусские границы проходят по суше. Но белорусские земли славятся моряками. В 1704 г. Петр I писал: «Надлежит учинить полки морских солдат (числом по флоту смотря)... капралов и сержантов взять из старых солдат ради лучшего обучения строю и порядкам».

27 ноября (16 ноября ст. ст.) 1705 г. по приказу Петра I в г. Гродно графом Федором Головиным набран полк морских солдат. Предназначался он для службы в абордажно-десантных командах на боевых кораблях парусного флота. Комплектование полка осуществлялось не рекрутами, а подготовленным личным соста¬вом армейских частей. Он состоял из двух батальонов по пять рот в каждом. В ротах было по 125 рядовых. Общая численность полка — 1250 рядовых, 70 унтер-офицеров и 45 офицеров.

      В более близкое к нам время 20 белорусов-моряков заслужили звание Героя Советского Союза, 74 наших земляка стали адмиралами. Более миллиона граждан БССР прошли военную службу в объединениях, соединениях и воинских частях ВМФ за период после Великой Отечественной войны и до распада СССР. Треть личного состава подводного флота ВМФ СССР составляли представители БССР.

      В СМИ появилось сообщение: «Обнаружена затонувшая дизель-электриче¬ская подводная лодка С-6 серии 1Х-бис, С («Средняя»)». Я решила познакомиться со списком экипажа субмарины. И здесь нахожу земляка: Жихаревич Михаил Федорович, краснофлотец, гидроакустик, 1920 г. р., г. Орша, Витебской обл.

Все перечисленные факты свидетельствуют об актуальности выбранной мною темы.

Быховщина также вправе гордиться своими сыновьями, прошедшими морскую службу.

Владимир Драгун
Владимир Драгун

      Владимир Макарович Драгун родился в 1915 г. в семье Макара Степановича и Анны Казимировны Драгунов. Владимир родился в г. Риге, где отец его, Макар Степанович, работал железнодорожником. В семье были старшие братья Иван, 1912 г. р., и Василий, 1914 г. р. В это время Российская империя принимала участие в Первой мировой войне. И в 1916 г. семья Драгунов была эвакуирована на ст. Тощица. Документы о рождении Владимира были утеряны. Поэтому в новых документах была допущена неточность, но, тем не менее, датой рождения Владимира официально является 1916 г. [4, с. 3—4].

 В 1922 г. Ване уже было 10 лет, Васе — 8, Володе — официально 6 лет, а реально — около 7.

      Надо детей отдавать в школу, а в Тощице школы нет. Стали искать выход. Нашлись на станции грамотные люди и в те времена. Организовали за плату домашнее обучение и подготовили тощицких ребят, в том числе и братьев Драгунов, за три или четыре класса. Все трое учились вместе. Дальшеродители решили учить детей в Рогачеве.

      Первого отправили Ваню, его приняли в школу-семилетку при Рогачевском педтехникуме. Окончил он ее в 1930 г. — в 18 лет. Через год поехали поступать в Рогачевскую школу Вася и Володя. Их обоих приняли в школу № 2. Окончили они ее тоже в 1930 г.:

Владимир Макарович Драгун Вася — в 16 лет- Володя — официально в 14 лет,

1937 г. фактически в 15.

      Можете представить, что значит одновременно учить трех подростков в другом го¬роде: нет контроля родителей, надо снимать жилье, обеспечить питанием, иметь хотя бы небольшие карманные деньги, покупать учебники, тетради, письменные принадлежности и т. д. А что значит одеть, обуть ребят в двадцатые годы в пери¬од разрухи и первых лет первой пятилетки? И все это ложилось на плечи отца — простого рабочего. Но у родителей настолько было сильно стремление дать де¬тям образование, что они готовы были идти на любые материальные расходы. Билеты на пассажирский поезд, в целях экономии, уже не покупали. Добирались до Рогачева и обратно на подножках вагонов товарных поездов, подвергаясь опасности попасть под колеса, что не раз было на пороге реальности. Товарные поезда ходили в те времена медленно, на станции притормаживали. Вот ребята на ходу и заскакивали на подножку тормозной площадки и на ходу же спрыгивали. Питание было, в основном, «мешочное». Наберут ребята из дому в мешки на неделю сала, масла, творога, хлеба и других продуктов. Вот так и питались, и со¬всем неплохо. Отец отвезет в Рогачев картошки, овощей на пару месяцев.

      Ребята вместе жили на квартире в Рогачеве, сами и готовили. Отец с матерью были люди трудолюбивые, к тому же еще молодые, в силе. Держали двух коров, свиней (за год откармливали пару 10-пудовых кабанчиков), сажали картошку, сеяли рожь, содержали огород.

После окончания школы Вася и Володя поступили и закончили ФЗУ, которое находилось недалеко от Жлобина (да и отТощицы) на железнодорожной станции Красный Берег [4, с. 25].

      Дальше у Володи, младшего брата из троих, с учебой дела не клеились. По¬ступал он и в техникум, и в военное училище, но, проучившись немного, возвращался домой. Родители рассуждали о причинах Володиных возвращений: боится трудностей, привык дома к хорошей жизни, хорошо поесть, крепко поспать, одет, обут и «нос в табаке». На учебе этого нет. 30-е голодные годы по всей стране, родители не могут много помогать, а стипендия маленькая. Продукты в мешке тоже не привезешь —далеко от дома техникумы. Вот и бежит домой. Отец сразу подключает сына к работе на смолзаводе, чтобы не лодырничал, и глупые мысли не лезли в голову от безделья.

Володя и Василий Драгуны
Володя и Василий Драгуны

      В 1937 г. Володю призвали на флот. Парень он был крепкий, коренастый, на физической работе на смолзаводе мышцы накачал, роста среднего, красавец-парень. Вот и определили его в подводный флот. Сначала он учился в учебном отряде в г. Ораниенбауме, под Ленинградом. И ему помогла учеба в ФЗУ на дизе¬листа. В учебном отряде он тоже учился на дизелиста. В это время в Ленинграде в училище учился брат Вася. По выходным они иногда встречались, фотографировались. Надо сказать, это были братья-друзья. Они и в Рогачеве учились в одном классе, вместе учились и в ФЗУ, и в армии сначала были рядом. Ваня от них стоял как-то в стороне. Так было до самой их смерти. При встречах спори¬ли и взгляды старшего брата не совпадали со взглядами двух младших. После обучения в учебном отряде Володю направили на Северный флот. Сначала он был в звании старшины 2-й статьи, затем присвоили звание старшины 1-й статьи. Состоял на должности старшины группы мотористов на подводной лодке «Малютка» «М-173». В 1940 г. Володя служил в Полярном [4, с. 27].

      С 1935 г. Полярный - главная база Северного флота. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. здесь находился командный пункт команду¬ющего Северным флотом контр¬адмирала А. Г. Головко. Через Полярный осуществлялось движение союзных конвоев. Всего их проведено 1548.

      Владимир отслужил 4 года, наступило время демобилизации. Но после войны с Финляндией, в 1940 г., всем видам Вооружейных сил и родов войск добавили служить еще по году.

       В 1941 г. началась Великая Отечественная война. В войне Владимир Макарович Драгун участвовал с первого дня. Воевал на подводной лодке «М -173».

      А в это время родная деревня Владимира станция Тощица была занята оккупантами. В родном доме хозяйничали немецкие солдаты. Они увидели фотографии братьев Драгунов: Ивана, Василия, Владимира в военной форме. Все трое воевали: офицеры Иван и Василий в авиации, Владимир на флоте. Младший брат Алексей Макарович вспоминает: «В дом заходят два офицера-гестаповца в черной форме. Подозвав нас с мамой к столу, гестаповец пальцем указал на круг, в котором были какие-то фигуры, что был нашит на рукав Володиного бушлата, и резко утвердительно произнес: «Комиссар!» Вижу, дело принимает серьезный оборот. Я не знал, что обозначает этот круг. Как бы то ни было, надо было доказать гестаповцу, что он ошибается. В германской армии были указания комиссаров расстреливать на месте. Могли и нас расстрелять, как родителей и брата комиссара. Я говорю: «Нет, нет! Он не комиссар, а механик». Мама тоже почуяла опасность и твердит: «Механик, механик!» Гестаповец задумался, засомневался. Я показал гестаповцу две тоненькие нашивки на рукаве Володиного бушлата и говорю: он унтер-офицер, а комиссар — это офицер. Круг на рукаве - это знак его военной специальности. Немец похмыкал носом, пожал плечами и согласился со мной. Нас не тронули. Посмотрели гестаповцы и учебники немецкого языка, вырвали и разорвали листы, на которых были портреты Ленина и Сталина.

      Когда говорят о подвиге, то чаще всего имеют в виду сильный мгновенный порыв. Но есть подвиги, длящиеся сутками, неделями, месяцами, годами, причем каждый день требует от людей мужества, самоотверженности, презрения к смертельной опасности. Вот к такой категории подвига с полным основанием можно отнести боевую деятельность экипажей североморских подводных лодок типа «М» (XII серии) — самых маленьких подводных кораблей. Они были вооружены лишь двумя торпедами и одной 45-миллиметровой пушкой, имели ограниченную дальность плавания, малую автономность и невысокую мореходность.

Израсходовав обе торпеды, такой корабль становился почти безоружным. Действовали же «Малютки» обычно в Варангер-фьорде, где у противника была сильная противолодочная оборона. И тем не менее, они с первых дней войны отличались высокой боевой активностью. «Неутомимым» называли этот дивизион на флоте. Достаточно сказать, что только в 1941—1942 гг. шесть «Малюток» совершили 82 боевых похода.

Подводная лодка "М-173"
Подводная лодка "М-173"

      Приняв в базе новые торпеды, быстро пополнив запасы продовольствия и пресной воды, эти лодки снова уходили на запад. Каждый боевой поход «Малюток» отличался героическими делами матросов, старшин и офицеров.

      Подводная лодка «М-173»заложена 27 июня 1936 г. под стапельным номером 90 на заводе № 196 в Ленинграде как «М-89». 9 октября (по другим

данным 23 июля) 1937 г. подводная лодка спущена на воду. 22 июня 1938 г. вступила в строй и в этот же день вошла в состав Краснознаменного Балтийского

флота. 19 мая 1939 г корабль ушел по Беломоро-Балтийскому каналу на Север. 16 июня подводной лодке присвоено обозначение «М-173», и 21 июня она вошла в состав 4-го дивизиона бригады ПЛ Северного флота [11].

      В ходе советско-финляндской войны подводная лодка под командованием капитан-лейтенанта Кунца Ивана Андреевича совершила два боевых похода.

      К началу Великой Отечественной войны «М-173» находилась в Полярном у борта плавмастерской «Красный горн», заканчивая средний ремонт.

6 июля 1941 г. «М-173» вступила в строй и утром 4 августа 1941 г направилась на дозорную позицию северо-восточнее острова Рыбачий. Лодка вышла на позицию с задачей оборонять подступы к главной базе Северного флота [11].

      Боевой поход сразу показал недостаточную подготовку экипажа субмарины. При первом же погружении выяснилось, что клинкет газоотвода дизеля пропускает воду. Не пробыв в море 36 часов, подводная лодка была вынуждена вернуться

на базу, не выполнив постав¬ленной задачи, где встала на ремонт дизеля, который продлился две недели.

М-173 - "Малютка"
М-173 - "Малютка"

      За «М-173» к началу 1942 г. уже прочно укрепилась репутация невезучей лодки. Подводная война — в самом разгаре К весне 1942 г. кое-кто из се¬вероморских подводников уже поблескивал звездами Героев Советского Союза, а «М-173» все ходила в неудачницах. За восемь месяцев войны — ни одной победы. Это уже не назовешь даже невезением...

       24 августа 1941 г. лодка вышла в поход в Варангер-фьорд с целью уничтожения транспортов и боевых кораблей противника (позиция № 6). Пробыв на пози¬ции двенадцать суток (обычная «норма» для «Малютки» десять суток), «М-173» возвратилась в базу. Боевого соприкосновения с противником не имела

      Вернувшись в базу, до второй половины сентября подводная лодка простояла у борта плавмастерской «Красный горн», проводя навигационный ремонт и устанавливая систему беспузырной торпедной стрельбы.

      24 сентября 1941 г. лодка вышла, имея спецзадание по высадке на вражеский берег десантной группы в составе тринадцати человек под командованием старшего лейтенанта Г В. Кудрявцева. Так как это была первая операция североморцев по высадке людей с подводной лодки во вражеский тыл, обеспечивал выполнение важного задания командир 4-го дивизиона ПЛ СФ капитан 2-го ранга Н. И. Морозов. В ночь на 26 сентября у мыса Лангбунес группа с вооружением, боеприпасами и продовольствием была успешно доставлена на берег, занятый противником. Спецзадание было выполнено хорошо.

Встреча подводной лодки М-173, возвращающейся с боевого задания
Встреча подводной лодки М-173, возвращающейся с боевого задания

      При возвращении в базу «М-173» встретила единичное судно, но при попытке атаковать его из-за ошибки личного состава цель была пропущена. 5 октября лодка вернулась в базу Боевого соприкосновения с противником не имела.

15 октября 1941 г. «Малютка» отправилась в четвертый поход. Вернулась 24 октября. Поход прошел безрезультатно.

10 ноября 1941 г. — пятый боевой поход. Двенадцать суток на позиции. Без¬результатно.

5 декабря 1941 г. — шестой поход. Был обнаружен небольшой транспорт противника. Из-за плохой видимости командир от атаки отказался. Лодка вернулась с неизрасходованными торпедами.

27 января 1942 г. —седьмой боевой поход. В районе Сюльте-фьорда замечен вражеский тральщик. Командир начал атаку. Из-за невыгодности курсового угла и большой дистанции от атаки отказался. Ночью, после того, как произвели зарядку аккумуляторной батареи, заметили подводную лодку противника, которая шла в надводном положении. Командир, находившийся на мостике, начал выходить в атаку, но вахтенный в центральном посту не расслышал команду и преждевременно произвел срочное погружение. Командир едва успел прыгнуть в рубку и задраить люк. Когда «Малютка» снова всплыла — противника не обнаружили. Лодка возвратилась в базу. Как и в предыдущих походах, успеха не имела.

Командир М-173 капитан-лейтенант В.А.Терёхин
Командир М-173 капитан-лейтенант В.А.Терёхин

      В течение всего этого времени командовал подводной лодкой капитан-лейтенант Кунец Иван Андреевич. Под его командованием лодка безуспешно выполняла боевые задачи. Поэтому в марте 1942 г. командиром подводной лодки «М-173» был назначен капитан-лейтенант Терехин В.А.

Валериан Александрович Терехин родился в 1914 г. в г. Коврове Владимирской губернии, обучался в местном фабрично-заводском училище, проходил курс подготовки при вечернем техникуме, готовился стать мастером. Однако по комсомольской путевке его в 1933 г. отправили в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе. В 1937 г. Терехин впервые надел лейтенантские погоны [12].

      В сведениях о Терехине имеются разночтения В статье Николая Фролова его называют Владимиром, в воспоминаниях однополчан он носит имя Валериан [12]. В данной статье я придерживаюсь второго варианта. К сожалению, я не имею документов, подтверждающих правильность написания имени героя-подводника.

Перед капитан-лейтенантом Терехиным встала задача вселить в подчиненных уверенность в своих силах и так добиться успеха. Помимо отваги, умения и, прямо скажем, удачливости, тут необходимы еще незаурядное хладнокровие и большая настойчивость. Сочетание подобных качеств в одном человеке встречается не так уж часто. Но именно таким подводником был капитан-лейтенант Валериан Терехин — новый командир «М-173».

      И вот 10 марта 1942 г. «М-173» вышла на позицию с новым командиром.

Совершив переход, лодка несколько дней искала противника и 16 марта обнаружила транспорт, приблизительно 3500 тонн водоизмещения. Сопровождали транспорт два тральщика. Конвой спешил в базу немцев в этом секторе - в порт Киркенес. В 14 часов 50 минут командир начал маневрировать. В 15 часов 12 минут лодка выпустила по транспорту торпеду. Когда лодка всплыла под перископ, командир увидел лишь два тральщика, которые полным ходом шли к берегу.

      Вся атака длилась двадцать две минуты... Командир действовал уверенно, грамотно, но, может быть, ему повезло? Так или иначе, пробыв неделю в море, «М-173» по возвращении впервые дала победный выстрел из своей единствен¬ной 45-миллиметровой пушки...

Подводная лодка «М-173», которой командовал капитан-лейтенант В. А. Терехин 16 марта 1942 г. потопила вражеский транспорт у полуострова Стуре-Экке-ре. По этому поводу был выпущен «Боевой листок». В нем опубликовал заметку В. Драгун.


Боевой листок № 7 подводной лодки «М-173» (выпущен 16 марта 1942 г.)

«Начало.

Лодка крейсеровала у вражеских берегов. Уже несколько дней упорно и настойчиво выискивала пиратов. Вот, наконец, он появился на горизонте, и навечно поселяется на дно Баренцева моря. Победа достигнута благодаря четкой и быстрой работе личного состава. После долгих походов мы открыли счет.

Краснофлотец Н. Хохлов

Смерть фашистским гадам!

С чувством радости и гнева услышали мы взрыв вражеского транспорта. Еще один пират нашел себе могилу на дне Баренцева моря. Такая участь будет по¬стигать всех, кто задумает нести смерть на своих кораблях.

Старшина группы мотористов В. Драгун». 


      Однако данных разведки, подтверждающих факт затопления вражеского судна, нет.

      Хочу возразить Николаю Фролову, который утверждает, что в марте 1942 г. «М-173» под командованием В. Терехина затопила немецкий транспорт «Петсамо», охранявшийся двумя боевыми кораблями [13].

      «Петсамо», финское судно водоизмещением 4596 т, следовало по маршруту Розарио, Аргентина — Буэнос-Айрес — Корк, Ирландия с грузом 4477 т кукурузы и 1523т пшеницы. Конвоя не было. 10 июля 1940 г. в 14 ч. 26 мин. «Петсамо» был атакован немецкой субмариной «11-34» (капитан \Л/Ипе1т РоПтапп). Торпеда попала в моторный отсек. Корабль разломился пополам и затонул через 20 минут. Четверо матросов погибли. Капитан Eric Hielt и 33 матроса на шлюпках в течение 6 часов добирались до Балтимора в Ирландии. В результате выжили 34 члена экипажа [9].

      7 апреля 1942 г. уничтожен еще один транспорт в Перс-фьорде северо-западнее Вардё (позиция № 5). В 16.39 в районе Перс-фьорда в дистанции 20 кбт. обнаружен транспорт. После маневрирования в 16 ч. 47 мин. лодка произвела атаку восточнее мыса Блудскютдде. Атакован транспорт водоизмещением 7000 т: ата¬ка подводная с временным интервалом 2 торпеды, дистанция 11 кбт. Через 100 с произошел взрыв, через 13 мин. транспорт в перископ не обнаружен. Возможно, был атакован германский конвой, включавший норвежские транспорт «Тайвань» и танкер «Банко». Преследования не было. Шумы транспорта отсутствовали. В 12 ч. 11 мин. 8 апреля 1942 г. лодка прибыла в Полярное. Командир подводной лодки доложил о возможном уничтожении транспорта [10].

Данных противника об этой атаке нет.

14 апреля: на основании доклада командира лодке было засчитано потопление транспорта в Варангер-фьорде [8, с. 337]. Результат атаки: через 80 и 85 с услышано 2 взрыва; в 07 ч. 33 мин. в перископ в направлении цели обнаружено густое облако черного дыма и отсутствие танкера; преследования не было.

      Считается, что «М-173» потопила транспорт «Утландсхерн» (2642 брт) [2, с. 162], но германский пароход «Утландсхерн» (2642 брт) затонул 16.03.1942 г. в точке 69°41' с.ш. / 31°27' в.д., подорвавшись на мине, выставленной торпедным катером [7, с. 85].

      21 апреля «М-173» заняла позицию близ северного побережья полуострова Варангер. Утром следующего дня в 6 ч. 50 мин. после выхода из базы «М-173»

обнаружила два немецких сторожевика. Сторожевики шли переменными курсами. Они рыскали из стороны в сторону, как собаки-ищейки, которые вынюхивают:

нет ли какой опасности? Командир понял, что «ищейки» бегут впереди «хозяи-

на», и пропустил сторожевиков. «Ясно: идет подготовка к проводке конвоя. Подо-

ждем», — решил командир.

Ждать пришлось часа два. Наконец появился и «хозяин».

      22 апреля 1942 г. на позиции № 5 (это 2 мили северо-восточнее мыса Харбакен) прижимаясь к берегу, на запад шел большой товаро-пассажирский транспорт

типа «Ольденбург». Близкий берег прикрывал судно с одного борта, с другогоборта его охраняли пять кораблей — три тральщика и два сторожевика [7, с. 45].

Платонов А. Ф. считает, что в 09.15 подводная лодка «М-173» обнаружила на дистанции 30 кабельтовых 3 транспорта и 3 надводных корабля [8, с. 337].

      Чтобы было понятно, какая заманчивая цель предстала перед глазами командира «Малютки», скажем лишь, что транспорт типа «Ольденбург» имел по меньшей мере 12 000 тонн водоизмещения.

      Атаковать транспорт можно было лишь с одного борта — с того, который прикрывали тральщики и сторожевики. Чтобы стрелять наверняка — ведь всего-то две торпеды у «Малютки»! — требовалось подойти на близкую дистанцию, а это до предела осложняло послезалповый отход «Малютки». Терехин, хоть и звали его «подводным снайпером», на этот раз не мог себе позволить стрелять издали. Пришлось прорывать плотное боевое охранение.

Способ атаки в разных источниках описывается по-разному. Дмитриев В. И. утверждает, что с фланга, без подныривания, «Малютка» прорвала охранение и, сблизившись с транспортом до 4 кабельтовых, произвела залп [3, с. 266].

      Мирошниченко П. А. считает, что «Малютка» поднырнула под сторожевики и оказалась между ними и транспортом. Командир подошел, как говорили в бригаде, «на пистолетный выстрел» [6, с. 42]. В 9 ч. 35 мин. из подводного положения лодки, двумя торпедами, с дистанции 4 кабельтовых, с шестисекундным интервалом, был атакован германский транспорт. В исходе залпа сомневаться не приходилось — взрывы торпед прекрасно были слышны в лодке, но о том, чтобы поднять перископ, нечего было и думать. Корабли охранения тут же начали поиск, и на «Малютку» посыпались глубинные бомбы. Это едва ли не самая трудная для любого командира задача — оторваться после залпа от преследователей. Лодка была контратакована кораблями охранения, сбросившими в течение 2,5 часов 38 глубинных бомб; в результате близких разрывов на лодке было повреждено освещение, кронштейн кормовых горизонтальных рулей, в прочном корпусе обра¬зовалась вмятина [7, с. 45]. До 12 ч. 30 мин. продолжалось преследование. Немцы искали «малютку» около трех часов, бомб не жалели, кидали густо и довольно точно, но хладнокровие и здесь не изменило Терехину. 23 апреля «М-173» скром¬но вошла в свою гавань. Командир не решился салютовать; для такого крупного транспорта двух торпед могло оказаться недостаточно...

      Командир бригады высоко оценил этот торпедный удар «М-173», назвав его смелым, дерзким, образцовым. Командующий Северным флотом признал атаку классической.

По достоверным данным разведки, атакованный транспорт после попадания двух торпед переломился пополам и быстро затонул. По данным противника пароход следовал в балласте. В результате атаки один человек погиб, трое ранены. Это было немецкое судно «Бланкенезе» (3236 брт). В 1940 г. французский пароход «Ange Schiaffino» был захвачен Германией и переименован в «Blankenese» [7, С. 45].

       Приказом № 015 от 29 апреля 1942 г. Военный Совет КСФ от имени Президиума Верховного Совета СССР наградил Драгуна Владимира Макаровича орденом Красного Знамени.

      В свое время орден Боевого Красного Знамени был высшим орденом СССР. Уже потом учредили орден Ленина, ввели звание Героя Советского Союза.

Орден Володя получил за большой подвиг, благодаря которому была спасена от гибели лодка и весь экипаж.

      Во время выполнения боевого задания далеко от берега в просторах сурового, холодного и неспокойного Баренцева моря вышел из строя дизель — погнало стружку. Значит, произошел задир цилиндров или коленчатого вала. Стоп машина! А двигатель на «Малютке» один. Как добраться до берега? На веслах? Но подводная лодка, хотя она типа «Малютка», — это не шлюпка. Как управлять лодкой? Как подзаряжать аккумуляторную батарею для подводного хода, как маневрировать? А вдруг появятся вражеские корабли, самолеты? Море штормит, лодку, не способную погрузиться, бросает как щепку.

      И вот бригада мотористов под руководством своего командира, старшины 2-й статьи Драгуна Владимира Макаровича, берется за, казалось бы, невыполнимое — отремонтировать дизель в море при описанных выше условиях. Иначе — гибель всем!

И сделали. Дизель отремонтировали. Запустили. Лодка благополучно возвратилась на базу!

Вырезку из флотской газеты с сообщением о награждении орденами и медалями СССР начальствующего и рядового состава Северного флота Володя прислал своему старшему брату Ивану. На Северном флоте с 1937 г. и в годы войны издавалась газета «Краснофлотец», вероятно, в ней сообщалось о награждении Драгуна В. М. В настоящее время она имеет название «На страже Заполярья».

      18 августа 1942 г. подводная лодка «М-173» из 12-го боевого похода не возвратилась на базу — погибла вместе с экипажем. Конкретные причины гибели неизвестны.

Владимиру Макаровичу Драгуну было 27 лет.

Погибли на подводной лодке «М-173» в августе 1942 г.:

1. Терёхин Валериан Александрович, 1914 г. р., капитан-лейтенант, командир ПЛ «М-173». Награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени.

2. Гаврилов Арсений Михайлович, 1915 г. р., капитан-лейтенант, помощник командира ПЛ. Награжден орденом Красного Знамени.

3. Котькалов Николай Гаврилович, 1918 г. р., старший лейтенант, дублер командира БЧ-1. Награжден орденом Красной Звезды.

4. Бойко Юрий Михайлович, 1918 г. р., старший инженер-лейтенант, командир БЧ-5. Награжден орденом Красного Знамени.

5. Кулешов Михаил Иванович, 1912 г. р., мичман, боцман. Награжден орденом Красного Знамени.

6. Мирошниченко Павел Захарович, 1916 г. р., старший краснофлотец, командир отделения рулевых. Награжден медалью «За отвагу».

7. Люлин Павел Александрович, 1919 г. р., старший краснофлотец, старший рулевой. Награжден орденом Красной Звезды.

8. Хохлов Николай Александрович, 1920 г. р., краснофлотец, рулевой. Награжден медалью «За отвагу».

9. Лопата Григорий Трофимович, 1917 г. р., старшина 1-й статьи, командир отделения штурманских электриков. Награжден орденом Красной Звезды.

10. Хитров Кузьма Алексеевич, 1918 г. р., старшина 1-й статьи, старшина группы торпедистов. Награжден орденом Красной Звезды.

11. Ульшин Григорий Павлович, 1921 г. р., старший краснофлотец, старший торпе¬дист. Награжден орденом Красной Звезды.

12. Щукин Петр Николаевич, 1916 г. р., старшина 1-й статьи, командир отделения радистов. Награжден орденом Красной Звезды.

13. Моисеев Николай Федорович, 1922 г. р., краснофлотец, специалист СКС.

14. Шахов Иван Кузьмич, 1919 г. р., старшина 2-й статьи, командир отделения акустиков. Награжден орденом Красного Знамени.

 15. Драгун Владимир Макарович, 1916 г. р., Старшина 1-й статьи, старшина группы мотористов. Награжден орденом Красного Знамени.

16. Шутов Иван Павлович, 1921 г. р., старшина 2-й статьи, командир отделения мотористов. Награжден орденом Красной Звезды.

17. Кондрицкий Пантелеймон Григорьевич 1921 г. р., краснофлотец, старший мо¬торист. Награжден медалью «За отвагу».

18. Матвеев Иван Иванович, 1918 г. р., старшина 1-й статьи, старшина группы электриков. Награжден орденом Красного Знамени.

19. Полеха Николай Васильевич, 1918 г. р., краснофлотец, старший электрик. На¬гражден орденом Красной Звезды.

20. Кожарин Михаил Григорьевич, 1916 г. р., старшина 2-й статьи, командир от¬деления трюмных. Награжден орденом Красной Звезды.

21. Стотченко Николай Васильевич, 1919 г. р., краснофлотец, трюмный. Награжден медалью «За отвагу» [11].


      В Полярном над Екатерининской гаванью возвышается 10-метровый обелиск с надписью: «Героям-подводникам Северного флота». Он сооружен в годы войны руками матросов, старшин и офицеров бригады подводных лодок по проекту матроса-североморца скульптора Льва Ефимовича Кербеля. В верхней части памятника изображен орден Красного Знамени, а чуть ниже — силуэт подводной лодки. На фоне приспущенного Военно-морского флага застыла суровая фигура матроса-подводника, заступившего на вечную боевую вахту. На груди матроса — орден Отечественной войны. К подножию обелиска положены якоря. Отлитый из бронзы матрос сжимает в руке бинокль. Этот памятник символизирует замечательный подвиг героев-подводников Северного флота, совершенный ими в суровые годы Великой Отечественной войны.

Литература:

1. Мосцеев, В. М. и др. В студеных глубинах / В. М. Мосцеев, М. И. Хаметов,

Л. А. Власов, И. Н. Ревенко. — М., Воениздат, 1980.

2. Дмитриев, В. И. Советское подводное кораблестроение / В. И. Дмитриев. — М.:

Воениздат, 1990.

3. Дмитриев, В. И. Атакуют подводники / В. И. Дмитриев. — М.: Воениздат, 1973.

4 Драгун, А. М. О Тощице, соседях и семье Драгуна Макара Степановича (В изложении его младшего сына Алексея). — Рукопись. Архив автора, 2010.

5. Драгун, А. М. Моя Великая Отечественная (воспоминания) / А. М. Драгун. — М.: Издательская группа «Граница», 2012. — Кн. 1. Приход оккупантов в родные края.

6. Мирошниченко, П. А. Подводные рейды / П. А. Мирошниченко. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1984.

7. Морозов, М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Летопись боевых походов / М.Э. Морозов. — М.: Стратегия КМ, 2005. — 4. 3. Северный флот.

8. Платонов, А. Ф. Энциклопедия советских подводных лодок 1941—1945/А. Ф. Пла¬тонов. — М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб: ООО «Издательство «Полигон», 2004.

 9. http://uboat.net

10. http://submarine-at-war.ru

11. http://www.town.ural.ru

12. http://vladregion.info